Для людей, которые давно думают о том, чтобы принять в семью ребенка из детского дома, наш путеводитель может стать полезной «дорожной картой» процесса.
Здесь вы найдете:
⮚ полную информацию о том, из чего состоит процесс принятия ребенка в семью, какие формы устройства бывают и чем они различаются;
⮚ список законодательных ограничений для кандидатов в усыновители и информацию о необходимых документах для принятия ребенка в семью;
⮚ ответы на вопросы — как и где найти ребенка;
⮚ контакты организаций, где начинающие приемные родители могут получить консультации и помощь;
Свою задачу мы видели в том, чтобы ясно и последовательно изобразить весь процесс принятия ребенка в семью и практически все правила, установленные в нашей стране для кандидатов в приемные родители. Удачи, друзья! Мы хотим помочь вам в этом благородном деле и надеемся, что подготовили для вас полезную информацию.
1. Из чего состоит процесс принятия ребенка в семью при различных формах устройства?
Семейное законодательство РФ предусматривает две основные формы семейного устройства (рис. 1): усыновление (удочерение) и опека (попечительство).
Рис. 1. Семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, по данным Министерства образования и науки Российской Федерации.
Основное различие между усыновлением и опекой (попечительством) состоит в том, что по своему правовому статусу усыновленный ребенок приравнивается к родственнику по рождению, поэтому с момента усыновления перестает считаться ребенком, оставшимся без попечения родителей (табл. 1). Он приобретает все права кровного ребенка и утрачивает право на получение социальных льгот и пособий, полагающихся детям-сиротам.
После передачи под опеку (попечительство) сохраняются статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, и право на получение социальных льгот и пособий, установленных федеральным и региональными законодательствами (включая льготы и пособия по достижении 18 лет).
Опека (попечительство) существует в безвозмездной и возмездной формах. К последней относится передача детей в приемные семьи, патронатные семьи или под другие виды возмездной опеки.
Безвозмездная опека (попечительство) часто устанавливается близкими родственниками (бабушками, дедушками, тетями или дядями) над ребенком, чьи родители были лишены родительских прав, оказались в местах лишения свободы или погибли.
Опека может быть установлена над ребенком в возрасте до 14 лет, а попечительство — над подростками в возрасте 14–18 лет.
Когда дети добровольно переданы под опеку биологическими родителями по заявлению о назначении их ребенку опекуна (попечителя), они остаются на содержании родителей. А в случаях, когда родители умерли, или находятся в местах лишения свободы, или дети оставлены в детских учреждениях, или их родители лишены прав, опекунам выплачивается пособие на содержание ребенка.
Возмездная опека оформляется, как правило, в форме приемной семьи. Одним из видов возмездной опеки считается патронатное воспитание, однако данная форма возмездной опеки сейчас является довольно редкой.
Приемные семьи создаются на основании договора между приемными родителями и органами опеки и попечительства. За воспитание детей приемным родителям ежемесячно выплачивается вознаграждение, а также пособие на ребенка. Дети в приемных семьях получают также и все льготы, предоставляемые детям, переданным под безвозмездную опеку.
Таблица 1. Различия между усыновлением (удочерением) и опекой (попечительством)
|
Усыновление (удочерение)
|
Безвозмездная опека (попечительство) и приемная семья (возмездная форма опеки)
|
Правовой статус ребенка
|
Приравнивается к своерожденному
|
Формально —ребенок, оставшийся без попечения родителей
|
Что происходит по достижении ребенком 18 лет?
|
Остается членом семьи усыновителей и по достижении 18 лет
|
Попечительство прекращается автоматически в момент достижения ребенком 18 лет
|
Могут ли замещающие родители изменить личные данные ребенка (ФИО, дату и место рождения, сведения о родителях)?
|
Да, усыновители вправе ходатайствовать перед судом об изменении фамилии, имени, отчества, даты и места рождения, сведениях о родителях усыновляемого ребенка
|
Нет, опекуны не вправе изменять дату или место рождения подопечного. До 14-летия ребенок не вправе инициировать перемену фамилии, имени или отчества.
|
Каким органом утверждается и отменяется?
|
Усыновление утверждается и отменяется только по решению суда
|
Опека устанавливается (и отменяется) решением органа опеки и попечительства по месту нахождения ребенка. Договор о создании приемной семьи заключается (и расторгается) с органом опеки по месту жительства приемной семьи
|
Сохраняется ли тайна?
|
Тайна усыновления охраняется законом
|
В отношении опеки или приемной семьи тайны нет, сведения об опекунах или приемных родителях открыты для биологических родственников ребенка, кроме лиц, лишенных родительских прав
|
Контакты ребенка с кровной семьей
|
Усыновители вправе исключить любые контакты ребенка с кровной семьей
|
Биологические родители (если они не лишены прав) и другие родственники вправе навещать ребенка, если это не противоречит его интересам
|
Возможность возврата ребенка кровным родителям
|
В отношении усыновленного ребенка запрещено: а) восстановление в родительских правах; б) отзыв согласия на усыновление (после вынесения решения суда об усыновлении)
|
В отношении ребенка под опекой или в приемной семье биологические родители могут восстановиться в родительских правах по решению суда.
|
Сколько детей можно принять в семью?
|
Количество усыновляемых детей не ограничено
|
В отношении опекунов действует правило: «Один опекун — один ребенок», кроме случаев принятия под опеку братьев и сестер. В приемной семье может воспитываться до 8 детей, включая своерожденных
|
Распоряжение имуществом ребенка
|
На правах законных представителей, как «обычные» родители
|
Только с предварительного письменного разрешения органа опеки и попечительства
|
Контроль со стороны органов опеки по месту жительства родителей
|
В течение 3 лет после утверждения усыновления, обязательно с соблюдением тайны усыновления. Контроль в форме посещений семьи (максимум 4 посещения за 3 года)
|
В течение всего срока действия опеки или приемной семьи, т. е. вплоть до совершеннолетия ребенка. Контроль в форме посещений семьи (начиная со второго года опеки — раз в полгода) и ежегодного отчета замещающих родителей о расходовании средств подопечного
|
Выплаты на содержание ребенка
|
На территории Белгородской области усыновители имеют право по получение пособия в размере 50% суммы, выделяемой на месячное содержание ребенка в детском доме.
|
Да, ежемесячно в размере прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ на ребенка
|
Вознаграждение за исполнение родительских обязанностей
|
Нет, как и в отношении «обычных» родителей
|
Да — для опекунов, исполняющих обязанности возмездно
|
Выплаты и льготы ребенку по достижении 18 лет как лицу из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей
|
Нет, как и в отношении кровных детей
|
Да, как и в отношении выпускников организаций для детей-сирот
|
Социальная поддержка родителей
|
На всей территории РФ — единовременное федеральное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью; формы социальной поддержки «обычной» семьи (отпуск по уходу за ребенком, материнский капитал и т. п.).
|
На всей территории РФ — единовременное федеральное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью; ежемесячные выплаты на содержание ребенка (см. выше); ежемесячное вознаграждение за исполнение родительских обязанностей — по ставкам субъекта РФ (только для опекунов, исполняющих обязанности возмездно, — см. выше).
|
Процесс принятия ребенка в семью имеет свои особенности в зависимости от выбранной формы семейного устройства. Устройство ребенка в семью осуществляется по месту его нахождения.
Решение об установлении усыновления принимается судом, а опека (попечительство) назначается распорядительным актом органа опеки и попечительства.
Исходя из интересов ребенка органы опеки и попечительства до установления усыновления или опеки (попечительства) могут передать его под предварительную опеку на срок до 6 месяцев (в исключительных случаях — до 8 месяцев).
Ребенок, оставшийся без попечения родителей, может быть передан в семью на временное проживание на срок до 3 месяцев (в исключительных обстоятельствах — до 6 месяцев). Чтобы иметь возможность забирать ребенка «в гости» на выходные, праздники или каникулы, необходимо заключение органа опеки и попечительства о возможности гражданина принять ребенка на временное пребывание в свою семью.
Временное пребывание ребенка в семье оформляется приказом администрации детской организации.
2. Официальные требования к приемным родителям и сбор необходимых документов
Принять ребенка на воспитание в семью может как супружеская пара, так и мужчина или женщина, не состоящие в зарегистрированном браке. Требования к потенциальным усыновителям и опекунам практически идентичны, но списки предоставляемых документов несколько различаются (табл. 2).
Таблица 2*. Требования к кандидатам в усыновители/опекуны (попечители) и список необходимых документов, подтверждающих соответствие этим требованиям.
Кто не может быть усыновителем/опекуном (попечителем)
|
Какие документы подтверждают соответствие каждому требованию
|
Несовершеннолетние лица
|
Паспорт. Краткая автобиография. Копия свидетельства о браке (если кандидат состоит в браке)
|
Лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными; либо супруги, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным (если усыновляют оба супруга). Лица, лишенные по суду родительских прав или ограниченные судом в родительских правах. Лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), а также бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине.
|
Эти сведения орган опеки и попечительства проверяет самостоятельно
|
Лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности. Лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные тяжкие или особо тяжкие преступления
|
Справка органов внутренних дел об отсутствии судимости
|
Лица, которые на момент обращения в органы опеки не имеют дохода (при оформлении опеки (попечительства). Лица, которые на момент обращения в органы опеки не имеют дохода, обеспечивающего принимаемому ребенку прожиточный минимум в регионе проживания родителя (при усыновлении)
|
Справка с места работы за последние 12 месяцев или иной документ о доходах, включая справку о доходах супруга(-и). Копия пенсионного удостоверения (для пенсионеров)
|
Лица, не прошедшие подготовки (кроме близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями или опекунами и в отношении которых усыновление не было отменено, а опека не была прекращена в связи с ненадлежащим исполнением обязанностей)
|
Копия свидетельства о прохождении Школы замещающих родителей
|
Лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права
|
Медицинское заключение лечебной организации о состоянии здоровья лица, желающего принять ребенка
|
Лица, не имеющие постоянного места жительства
|
Копия финансового лицевого счета и выписка из домовой книги с места жительства (либо копия свидетельства о праве собственности на жилье) Только для усыновителей, состоящих в браке, но желающих усыновить самостоятельно, — согласие второго супруга на усыновление. Только для кандидатов в опекуны или приемные родители — письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном (попечителем), на прием ребенка (детей) в семью
|
Обратите внимание, что семейное законодательство Российской Федерации не требует, чтобы кандидаты в усыновители, опекуны или приемные родители состояли в браке и имели жилье в собственности.
В семейном устройстве детей-сирот существует понятие статуса ребенка. Это юридические основания для устройства ребенка в семью (смерть родителей, лишение их родительских прав, нахождение в местах лишения свободы и др.) В зависимости от юридического статуса ребенок может быть усыновлен либо передан под опеку (попечительство). Важно отметить, что достоверную информацию по этому вопросу, а также направление на посещение ребенка вам могут предоставить только органы опеки и попечительства по месту нахождения организации для детей-сирот либо оператор регионального банка данных.
Рис. 3. Варианты подбора ребенка
Существует несколько вариантов поиска ребенка (рис. 3). Мы попробуем разобраться, какой из них подходит вам.
Способ № 1. Искать через органы опеки и попечительства по месту жительства.
Органы опеки и попечительства Губкинского городского округа расположены по адресу: Белгородская область, г. Губкин, ул. Победы, д. 3, каб. 118, 120, тел. 8-472-41-5-25-69, 5-25-74. Если вы хотите подобрать ребенка из другого района (города) или региона, лучше обратиться непосредственно к оператору регионального банка данных или в органы опеки и попечительства по месту нахождения интересующей вас организации для детей-сирот.
Способ № 2. Искать через органы опеки и попечительства другого района (города) или региона.
Обращение в органы опеки различных районов или городов значительно увеличивает шансы на подбор ребенка. При наличии заключения о возможности быть усыновителем/опекуном (попечителем) вы имеете право обратиться в любой орган опеки и попечительства и/или к любому региональному оператору банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, на территории Российской Федерации. Следует отметить, что информация о детях-сиротах в органах опеки и попечительства всегда более конкретна и подробна, чем в региональном или федеральном банке данных, но при этом касается только тех детей-сирот, которые воспитываются в организациях на территории данного района или города.
Способ № 3. Искать через регионального оператора банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Главное преимущество регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в том, что он содержит сведения обо всех детях, подлежащих устройству в семью, на территории региона. Однако содержание анкет обычно более лаконичное, чем на уровне органов опеки и попечительства по месту нахождения конкретной организации для детей-сирот. Вы можете обратиться в банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, любого субъекта Российской Федерации.
Способ № 4. Самостоятельный поиск через ресурсы в интернете: фото- и видеоанкеты.
Такие ресурсы бывают очень удобны, поскольку не ограничены определенным районом (городом) или субъектом Российской Федерации и представляют всероссийскую базу анкет и видеоанкет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Например:
⮚ Федеральный банк данных Министерства образования и науки РФ — www.usinovite.ru;
⮚ Сайт фонда «Измени одну жизнь» — www.changeonelife.ru;
⮚ Проект «Видеопаспорт ребенка» — www.videopassport.ru;
⮚ «Детский вопрос», проект «Радио России» — www.deti.radiorus.ru;
⮚ Проект «Территория без сирот» — www.opekaweb.ru;
⮚ другие проекты.
Заполнив необязательные поля (возраст, регион, пол и т. п.), можно найти фото- и видеоанкеты детей. Под каждой анкетой есть ссылка «Куда обращаться», где даны контакты регионального оператора банка данных, а также контакты других организаций региона, связанных с темой семейного устройства. Свяжитесь с региональным оператором и спросите, каков текущий статус конкретного ребенка, как можно с ним познакомиться и принять в семью. Если информацию не предоставляют по телефону, обратитесь лично с письменным обращением, приложив копии необходимых документов.
Органы опеки и попечительства на территории Белгородской области
На данный момент в Белгородской области находится 22 органа опеки и попечительства. Адреса, телефоны, и другая контактная информация об учреждениях расположена ниже:
⮚ г. Алексеевка, пл. Победы, д. 75, тел. +7 (47234) 3-17-55; +7 (47234) 3-05-36; +7 (47234) 4-62-86;
⮚ г. Белгород, ул. Князя Трубецкого, д. 62, тел. +7 (4722) 52-35-50, +7 (4722) 52-35-85;
⮚ Белгородский район, п. Дубовое ул. Лунная, д. 4а, тел. +7 (4722) 42-43-07, 42-43-02;
⮚ Борисовский район, п. Борисовка, площадь Ушакова, д. 3, тел. + 7 (47246) 5-28-94;
⮚ г. Валуйки, улица Максима Горького, д. 4, тел. +7 (47236) 3-19-10;
⮚ Вейделевский район, п. Вейделевка, ул. Мира, д. 14, тел. +7 (47237) 5-40-61; +7 (47237) 5-47-95;
⮚ Волоконовский район, п. Волоконовка, ул. Комсомольская, д. 25, тел. +7 (47235) 5-28-66;
⮚ г. Грайворон, ул. Ленина, д. 47, тел. +7 (47261) 4-66-56;
⮚ г. Губкин, ул. Победы, д.3, тел. +7 (47241) 5-25-69, +7(47241) 5-25-74;
⮚ Ивнянский район, п. Ивня, ул. Ленина, д. 4, тел. +7 (47243) 5-16-37; +7 (47243) 5-32-18;
⮚ г. Короча, пл. Васильева, д. 13, тел. +7 (47231) 5-54-76;
⮚ Красненский район, с. Красное, Подгорная улица, д. 3, тел. +7 (47262) 5-21-58, +7 (47262) 5-25-94, +7 (47262) 5-28-96;
⮚ Красногвардейский район, г. Бирюч, Соборная площадь, д. 1, тел. +7 (47247) 3-13-79; +7 (47247) 3-42-33, +7 (47247) 3-34-82;
⮚ Краснояружский район, п. Красная Яруга, ул. Парковая, д. 38, тел. +7 (47263) 4-62-09, +7 (47263) 4-62-29, +7 (47263) 4-62-06;
⮚ г. Новый Оскол, ул. Гражданская, д. 44, тел. +7 (47233) 4-41-79;
⮚ Прохоровский район, п. Прохоровка, Советская улица, д. 57, тел. +7 (47242) 2-16-77;
⮚ Ракитянский район, п. Ракитное, Советская площадь, д. 4, тел. +7 (47245) 5-74-78;
⮚ Ровеньский район, п. Ровеньки, ул. Шевченко, д. 8, тел.+7 (47238) 5-63-82;
⮚ г. Старый Оскол, Интернациональный микрорайон, д. 15, тел. +7 (4725) 24-91-63;
⮚ Чернянский район, п. Чернянка, Октябрьская площадь, д. 6, тел. +7 (47232) 5-73-21, +7 (47232) 5-65-87;
⮚ г. Шебекино, ул. Ленина, д. 10, тел. +7 (47248) 2-32-53, +7 (47248) 2-23-53;
⮚ Яковлевский район, г. Строитель, Промышленный переулок, д. 1, тел. +7 (47244) 5-08-45.
В соответствии со статьями 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации все граждане, выразившие желание принять в свою семью на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, обязаны пройти обучение в школе приемных родителей.
В школу приемных родителей могут обратиться не только те, кто только задумался о пополнении семьи, но и родители, уже взявшие на воспитание приемного ребенка.
Целесообразно, чтобы обучение прошли оба родителя. Это даст им возможность разобраться в своих намерениях и возможностях, а в будущем поможет выработать единые требования и подходы в воспитании приемного ребенка, избежать осложнений в период адаптации ребенка к новым условиям проживания.
Задача школы заключается прежде всего в повышении родительской компетенции. Слушатели узнают о психологических и психофизических особенностях развития, разлученных с семьей или потерявших родителей детей, о влиянии обстоятельств сиротской жизни на их здоровье, характер и поведение, а также учатся самостоятельно преодолевать личностные и родительские тревоги.
«ШКОЛА ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ»
Для кого? Для замещающих родителей и тех, кто только готовиться взять ребенка в семью.
Чем полезна? Поможет гармонично воспитать ребенка в счастливой и дружной семье.
Продолжительность: 12 занятий.
Кроме того, в школе рассматриваются и юридические аспекты приема ребенка в семью - знание законов и порядка сбора документов необычайно важно.
Обучение проходит в форме лекций, консультирования, индивидуальных и групповых занятий.
Во время учебы кандидаты в замещающие родители обеспечиваются информационными и методическими материалами по вопросам, включенным в программу обучения.
Обучение в «Школе приемных родителей» проводится на безвозмездной основе.
По окончанию курса подготовки слушатели проходят итоговую аттестацию и получают свидетельство установленного образца.
По вопросам прохождения обучения в «Школе приемных родителей» обращайтесь в отдел по охране прав детей, опеке и попечительству по адресу: г. Губкин, ул. Победы, д. 3, каб.118, 120; тел. 8(472-41) 5-25-69, 8(472-41) 5-25-74.
Чего не стоит бояться при подборе ребенка
На практике многие счастливые и успешные приемные родители в итоге забирали в семью вовсе не таких детей, каких планировали найти. Всё решал визуальный образ ребенка: увидев однажды видеоролик, фото или живого малыша, родители уже не могли думать ни о ком другом, и забывали о тех рамках, которые задали себе ранее. Так в семьи уходили малыши с «непопулярными» цветами глаз и волос, с букетами заболеваний, вместе с братьями и сестрами. Ведь сердце не понимает параметров банка данных. Что может испугать потенциальных родителей, как можно подготовиться и чего на самом деле не стоит бояться? Страшные и неизвестные диагнозы.
Если вам приглянулись мальчик или девочка по фото или видео, но в органах опеки вам называют сложный диагноз, пожалуйста, получите направление на посещение ребенка, познакомьтесь лично, запросите независимую медицинскую экспертизу. Зачастую всё оказывается не так страшно, и родители понимают, что многие заболевания преодолимы.
Кроме того, большинство заболеваний лечится и диагнозы снимаются, если ребенок воспитывается в семье, а не в учреждении. Наиболее распространенные диагностируемые заболевания в детских учреждениях, которые пугают родителей, — задержка психического развития, синдром Дауна, детский церебральный паралич, ВИЧ.
Встретив эти диагнозы в медицинской карте ребенка, нужно понимать, что эти дети нуждаются в правильном уходе и особом внимании. Нужно знать, как им помочь, и не бояться пугающих слов «ребенок-инвалид».
Разберемся подробнее во всех этих страшных словах.
Задержка психического развития
Задержка психического развития (ЗПР) — один из самых распространенных диагнозов детей, воспитывающихся в государственных учреждениях. ЗПР — это не умственная отсталость, и в большинстве случаев это отставание, замедление развития будет явлением временным. При воспитании в семье и сотрудничестве со специалистами задержку можно преодолеть полностью или почти полностью.
ЗПР определяют у 50 % детей со школьной неуспеваемостью. Внешне эти дети ничем не отличаются от сверстников. Их чаще интересует игра, чем учеба, они быстро пресыщаются интеллектуальной деятельностью, у них отмечают наивность в поведении, ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире, ослабление памяти, трудности в чтении, письме или счете.
При благоприятных условиях со временем дети с ЗПР догоняют сверстников. Особенно если родители, которые приняли в семью ребенка с задержкой психического развития, понимают, что для коррекции нужен серьезный совместный с ребенком труд. Быстро преодолеть задержку не получится: придется запастись терпением, оптимистичным настроем и самообладанием. А еще нужно обратиться к специалистам в своем городе, которые диагностируют уровень задержки, назначат при необходимости медикаментозное лечение или посоветуют врачей, которых тоже обязательно надо посетить.
Поддержка может быть разной. Есть дети, у которых серьезные комплексные проблемы, а иногда достаточно применять специальные формы и методы обучения: смещение сроков поступления в школу, коррекционная программа, щадящий режим занятий.
Часто встречаются совсем легкие случаи, когда ребенок просто педагогически запущен и ему требуются любовь, уважение, ласка и доброта.
О том, какие виды ЗПР бывают, как заниматься с детьми и где найти поддержку, вы можете прочесть в статье на сайте фонда «Измени одну жизнь» в разделе «Инструкции»: «Особый ребенок ищет семью».
Синдром Дауна
Дети с синдромом Дауна (СД) — во всех отношениях особые. И одна из их главных особенностей — невообразимая потребность в любви, которую им могут дать только родные люди. Без семьи этим детям приходится очень тяжело, и, безусловно, те принимающие родители, которые усыновляют или берут под опеку ребенка с синдромом Дауна, не просто меняют — спасают его жизнь. Чтобы спасение произошло, необходимо не только решиться на этот шаг, но и пройти долгий путь. Не всем он под силу; впрочем, не всегда тот, кто не уверен в своих силах, до конца осознает, на что он в действительности способен.
Причина рождения человека с СД — лишняя хромосома, 47-я. Она-то и дает тот набор физиологических особенностей, из-за которых ребенок будет развиваться иначе.
Люди с синдромом Дауна — не больные. И если кто-то думает, что «солнечного ребенка» можно вылечить, — это неправда. Обычно детям с СД уже с рождения нужно не менее 8 занятий в месяц по раннему развитию — с педагогами-специалистами. С 2 лет, как правило, нужно подключать логопеда, с 3 — заниматься физическим развитием и координацией, с 5 — работать с познавательными функциями и готовить к школе. И параллельно всему этому ребенка нужно социализировать: много разговаривать, везде брать с собой, хвалить и поощрять за успехи. Работать придется постоянно.
Пока ребенок маленький, нужно сразу же начинать гимнастику, лечебную физкультуру. Необходимы массажи, чтобы ввести расслабленные мышцы в тонус. Ничего особенного: все родители стараются записать маленького ребенка к массажисту или на ЛФК. Только здесь это показано постоянно, на протяжении всей жизни — чтобы человек был ловким, скоординированным и выносливым.
Необходимо заниматься развитием речи. Но начинать надо вовремя: развитие речи происходит в раннем детском возрасте. А еще у всех людей с умственными нарушениями «западает» спонтанное обучение (способность, не замечая этого, учиться благодаря тому, что видишь).
Ребенка с синдромом Дауна надо учить всему направленно. Нам почти всё кажется простым и понятным, а у них так почти не бывает. Что просто и понятно нам, непросто и непонятно им. И поэтому с ребенком с СД нужно будет обязательно заниматься еще и дома.
Подробнее узнать о том, как заниматься с детьми с синдромом Дауна, изучить успешные примеры семей, принявших на воспитание ребенка с этой особенностью, можно на сайте фонда «Измени одну жизнь» в разделе «Инструкции»: «Особый ребенок ищет семью».
Детский церебральный паралич
(ДЦП) Церебральным параличом нельзя заразиться и заболеть, ведь его причина — поражение головного мозга ребенка.
Заболевание чаще всего связано с беременностью и родами (гипоксия, родовые травмы). Эти состояния не передаются по наследству, поэтому такой тип детского церебрального паралича часто называют врожденным.
Менее распространенный тип — приобретенный ДЦП (черепномозговые травмы в период первого года жизни или инфекции мозга).
В результате, получив такое состояние сразу после рождения, человек вынужден жить и бороться с ним подчас всю свою жизнь.
Форму ДЦП и степень тяжести заболевания устанавливает врач невропатолог.
При легкой степени ребенок способен самостоятельно передвигаться, владеет навыками самообслуживания.
Средняя степень требует дополнительной помощи со стороны взрослых.
Дети с тяжелым течением ДЦП полностью зависят от окружающих, интеллектуальное развитие колеблется между умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости.
Родители ребенка с ДЦП несут большую ответственность, потому что их малыш должен всё время чем-то заниматься. Ребенку необходимо постоянно чувствовать кого-то рядом: видеть, если он видит, слышать — если слышит. Для этого родители могут что-то говорить, петь песни, объяснять, что они делают и что делает ребенок. Контакт должен быть плотным. И тогда родители смогут добиться того, к чему они стремятся.
Составить «усредненную» схему лечения и обучения для всех детей с ДЦП вряд ли получится, ведь динамику наблюдения специалистами и занятий определяет тяжесть конкретного случая.
Иначе говоря, в лечении ДЦП всё индивидуально, и только доктор будет решать, как действовать, насколько интенсивно и чем заниматься.
Подробнее узнать о том, как заниматься с детьми с ДЦП, познакомиться с комплексами упражнений для реабилитации и выяснить, где получить помощь, можно на сайте фонда «Измени одну жизнь» в разделе «Инструкции»: «Особый ребенок ищет семью».
ВИЧ-инфекция
Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) — это вирус, который возник в Западной Африке менее 100 лет назад, начал распространяться по планете в 1970-х и был выделен учеными в 1983 году.
За последние 20 лет человечество совершило прорыв в лечении вируса, доведя продолжительность жизни людей с ВИЧ до уровня здоровых людей.
Чаще всего ВИЧ передается через незащищенный половой контакт, а также при потреблении инъекционных наркотиков, переливании крови, грудном вскармливании, во время беременности и родов.
К слову, далеко не у всех детей, матери которых были инфицированы ВИЧ, впоследствии обнаруживают ВИЧ-инфекцию: только у 15–23 %. Но до 2-летнего возраста врачи не могут сказать окончательно, здоров малыш или нет. Дело в том, что материнские антитела сохраняются в организме ребенка почти 24 месяца после рождения.
Вирус не передается воздушно-капельным путем, через слюну и бытовым путем, через укусы насекомых.
Кроме того, не следует употреблять в отношении человека с ВИЧ термин «СПИД» (синдром приобретенного иммунодефицита). СПИД — лишь одна из стадий инфекционного процесса медленно прогрессирующего заболевания. Более того — терминальная (предсмертная). И даже при отсутствии ВААРТ (высокоактивной антиретровирусной терапии) путь от ВИЧ-инфицирования до стадии СПИД занимает 9–11 лет. При использовании антиретровирусной терапии — до 80 лет.
Благодаря современной медицине люди с ВИЧ, наблюдающиеся у врача и вовремя принимающие назначенные препараты, долгое время чувствуют себя нормально и не испытывают никаких проблем со здоровьем. Люди с ВИЧ могут иметь здоровых детей. Люди с ВИЧ могут прожить долгую жизнь, так и не дойдя до стадии СПИДа.
Узнать больше о ВИЧ-инфекции, высокоактивной антиретровирусной терапии и возможной помощи родителям, воспитывающим ВИЧ-положительного ребенка в разных регионах России, можно на сайте фонда «Измени одну жизнь» в разделе «Инструкции»: «Особый ребенок ищет семью».
Подростковый возраст
Стремление взять маленького ребенка вполне оправданно, однако возраст ребенка (как и пол) — далеко не самая важная характеристика при прогнозе его успешного устройства в семью.
Семьи с младенцем, дошкольником и подростком ставят перед собой разные задачи в воспитании детей.
Для некоторых людей путь «с самого начала» более сложен, чем налаживание диалога с шестилеткой. Главное здесь — не календарный возраст, а соответствие потребностей ребенка и того, что готовы дать ему родители.
На сегодняшний день в детских учреждениях находятся десятки тысяч детей, бóльшая часть которых — старше 10 лет. При семейном устройстве подростков необходимо получить письменное согласие ребенка на устройство в конкретную семью.
Зачастую такие дети не хотят идти в семьи, и обычно тому есть причины, в которых стоит разобраться.
Важно понимать, какая история была у ребенка, сколько раз его брали, возвращали, находился ли он на гостевом режиме.
Обычно в семью не хотят идти те, кто имел неоднократный опыт возвратов, или дети ближе к 18 годам, которые скоро покинут учреждение. Конечно, любого родителя может испугать то, что он принимает в семью уже взрослого человека, сформировавшуюся личность.
Но в любом случае полностью отказываться от идеи возможной помощи подросткам нельзя. Любому ребенку необходима поддержка взрослого человека — будь то родитель по закону, опекун по договору или просто друг-наставник, который поможет разобраться в неизвестном ребенку мире за стенами детского учреждения.
Чтобы принять решение об устройстве подростка в семью, требуется пообщаться с самим ребенком, попытаться раскрыть его характер и нащупать эмоциональную связь с ним, проконсультироваться с психологами по поводу одолевающих вас сомнений, а также посоветоваться и поговорить с теми, кто уже воспитывает подростков.
Вполне возможно, что все эти успешные практики помогут вам решиться на принятие взрослого ребенка в свою семью.
Ребенок не имеет статуса на усыновление
Довольно часто в анкете ребенка указано: «опека или приемная семья» или «все формы устройства, кроме усыновления».
На все формы семейного устройства, включая усыновление, можно передать ребенка, если соблюдено одно из следующих условий:
⮚ родители умерли или объявлены судом умершими;
⮚ родители дали в установленном порядке согласие на усыновление;
⮚ родители лишены судом родительских прав (в этом случае усыновление возможно не ранее 6 месяцев после вступления в силу решения суда о лишении прав, а вот передача под опеку или в приемную семью — немедленно);
⮚ родители признаны судом недееспособными;
⮚ личность родителей не установлена (родители неизвестны);
⮚ ребенок оставлен в родильном доме (отделении) или иной медицинской организации — при наличии соответствующего акта, составленного администрацией учреждения, где был оставлен ребенок;
⮚ родители признаны судом безвестно отсутствующими; по причинам, признанным судом неуважительными, родители не проживают более 6 месяцев совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания
Во всех остальных случаях ребенок имеет статус на опеку и приемную семью, но (возможно, временно) не имеет статуса на усыновление.
Принимая в семью ребенка со статусом «опека или приемная семья», вы должны понимать, что биологические родители вправе претендовать на возвращение ребенка в кровную семью. Но случается это не так часто, и если биологический родитель восстановился в правах или отозвал согласие на усыновление и хочет вернуть ребенка, то опекун или приемный родитель могут рассчитывать на поддержку органов опеки и/или суда при решении вопроса о дальнейшей судьбе ребенка.
Кроме того, после назначения опекуном или заключения договора о создании приемной семьи у родителя появляются законные полномочия на самостоятельную работу над статусом на усыновление: обращение в суд о лишении прав, подачу в розыск биологического родителя и обращение в суд о признании его безвестно отсутствующим и т. п.
Если появились вопросы. Где получить консультацию начинающему приемному родителю
Когда потенциальные приемные родители намереваются взять ребенка, у них, конечно, могут возникнуть вопросы и сомнения. Получить поддержку в самом начале пути всегда можно, воспользовавшись консультациями специалистов органов опеки попечительства. Специалисты помогут вам разобраться в ваших вопросах и, при необходимости, выбрать нужный путь.
На территории Губкинского городского округа консультативную помощь можно получить в отделе по охране прав детей опеке и попечительству управления социальной политики:
Адрес: г. Губкин, ул. Победы, д.3, каб. 118,120
Тел.: +7(47241) 5-25-69; 5-25-74
Сайт: http://губкин-усп.рф/
ВК: https://vk.com/uspgubkin
Также представляем обзор ресурсов, где работают эффективные консультации для тех, кто только собирается принять ребенка в семью.
Благотворительный фонд «Измени одну жизнь»
Сайт: http://измениоднужизнь.рф
Тел.: +7 (499) 277-07-29 / +7 (925) 314-84-19
E-mail: otvet@changeonelife.ru
Сайт фонда измениоднужизнь.рф является крупным информационным порталом по теме семейного устройства. На сайте фонда поддержку могут получить как начинающие, так и опытные приемные родители.
Тем, кто находится в начале пути и сталкивается с вопросами семейного устройства детей, предоставляется возможность задать интересующие вопросы экспертам на сайте, посмотреть вебинары на актуальные темы и почитать пошаговые инструкции. Консультации и советы экспертов предоставляются бесплатно.
Интернет-портал Министерства образования и науки РФ
Сайт: http://usynovite.ru
На сайте Федерального банка данных о детях-сиротах usynovite.ru, помимо полной базы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вы можете получить консультации по семейному устройству. В разделе «Консультации» есть возможность задать вопросы экспертам: психологам и юристам.
Бесплатная правовая помощь усыновителям, опекунам, приемным родителям
Сайт: http://www.adoptlaw.ru
E-mail: adoptlaw2005@gmail.com
Подробное описание процедуры усыновления, оформления опеки, создания приемной семьи, гостевого режима. Информация по всем вопросам после появления в семье приемного ребенка: пособия, выплаты, контроль со стороны органов опеки. Заочные бесплатные консультации по электронной почте.
Благотворительный фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам»
Сайт: http://otkazniki.ru
Тел.: +7 (495) 789-15-78
E-mail: info@otkazniki.ru
Фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам» оказывает консультационную поддержку приемным родителям в различных форматах. Горячая линия — бесплатные консультации для замещающих семей и семей, желающих взять приемного ребенка. Обращаться к волонтерам и специалистам Горячей линии можно по телефону 8-800-700-88-05 с 10:00 до 20:00 по московскому времени
Благотворительный фонд «Дети ждут»
Сайт: http://дети-ждут.рф
Тел.: +7 (921) 904-15-01
E-mail: ladushka70@mail.ru
На сайте фонда «Дети ждут» в разделе «Задать вопрос!» вы можете отправить консультантам по семейному устройству любые вопросы, касающиеся устройства детей в семью. Кроме того, на сайте http://дети-ждут.рф есть справочная, правовая информация, описание форм семейного устройства детей, статьи по медицине и здоровью, психологическим аспектам воспитания приемных детей.
Благотворительный фонд «Апрель»
Сайт: http://april-deti.ru
Тел.: +7 (812) 273-99-56
E-mail: mail@april-deti.ru
Лица, нуждающиеся в юридической помощи: опекуны, усыновители, попечители, приемные родители, воспитанники и выпускники детских домов и других учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, — могут задать здесь вопрос юристу и получить грамотную консультацию по вопросам семейного, гражданского, жилищного, трудового, налогового, административного, корпоративного права. Сообщение с вопросом можно оставить на сайте фонда: http://april-deti.ru/jurer.php.
Заключение
Надеемся, что это пособие поможет вам сделать правильный выбор.
Не забывайте, что вы не останетесь один на один с вашими вопросами и трудностями, если речь идет о приеме ребенка в семью.
На территории Губкинского городского округа на базе МБУ ГГО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» более 7 лет функционирует школа приемных родителей, специалисты которой не только проводят психолого-педагогическую подготовку граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, но и оказывают правовое, социально-психологическое, педагогическое сопровождение замещающих семей.
Десятки тысяч родителей по всей стране уже прошли путь принятия ребенка в семью и готовы поделиться своим опытом, а специалисты органов опеки готовы оказывать консультативную помощь на любом этапе принятия ребенка в семью.
Помните, приемным родителем может стать каждый!