Шевелёв Алексей Степанович
(26.03.1927 года рождения)
Воспоминания записала и передала сотрудникам
Комплексного центра дочь Шевелёва Алексея Степановича
Мокина Людмила Алексеевна
Шевелёв Алексей Степанович родился в Сибири в с.Супра Вагайского района Тюменской области. Призван добровольцем в Красную Армию 27 марта 1944 года, тогда ему было 17 лет. Хотя попытка попасть на фронт предпринималась и раньше – в 1942 году. С друзьями Леонидом Халтуриным и Александром Сергеевым на пароходе отправились по Иртышу в Омск (там тогда находился призывной пункт). Пароходы тогда работали на дровах. Отъехали недалеко – до соседней деревни – и, поскольку потребовалось восполнить запасы дров, друзья высадились на берег. Тут на ребят и обратили внимание, пешком отправили домой. А в марте 1944 года Алексей был уже «законным» новобранцем Красной Армии.
Отправили молодого солдата в Куломзино, в авиаполк, где готовили лётчиков. Там Алексей Степанович учился летать на самолёте ПО-2 (бомбардировщик). В документах написано – курсант 56 ой школы авиаспециалистов. Сформировалась команда: Минаев Сергей (командир), Шевелёв Алексей (2-й пилот), Новиков Ефим (радист-стрелок). В таком составе совершали учебно-боевые вылеты. В послужном списке и 9 прыжков с парашютом. В марте 1945 года с нетерпением ждали отправки на фронт. Но отправили в Красноярский край, город Черногорка, - переучивать на истребители «Авиакобра» (американского производства). Но учиться не пришлось, так как война с Германией подходила к концу, пришёл приказ: сократить количество курсантов. Примерно половину состава из числа курсантов отправили в Западно-Сибирский военный округ, в 313 стрелковый полк 56-ой стрелковой дивизии. Получил звание сержанта. Затем перебросили на Дальний Восток. Близилась война с Японией. 1-й Дальневосточный фронт РККА столкнулся с ожесточенным сопротивлением японцев, укрепившихся на высотах Острая и Верблюд, которые, входили в состав Хотоуского укреплённого района. Подступы к этим высотам были заболоченными, изрезанными большим количеством мелких ракушек. На склонах были выкопаны экскарпы и установлены проволочные заграждения. Огневые точки японцы вырубили в гранитном скальном массиве.
Защитники высоты Острая, отвергли все требования советских войск о капитуляции. И когда, наконец советские войска сумели ворваться внутрь укреплений, они обнаружили там только мёртвых. Причём среди защитников были не только мужчины, но даже женщины, вооружённые гранатами и кинжалами. В боях за город Муданъдзян японцы активно использовали диверсантов-камикадзе.
Обвязавшись гранатами, эти люди бросались на советские танки и солдат. На одном из участков фронта около 200 «живых мин» легли на землю перед наступавшей техникой. Самоубийственные атаки имели успех только поначалу. В дальнейшем красноармейцы усилили бдительность и, как правило, успевали застрелить диверсанта раньше, чем он мог приблизиться и взорваться, нанеся ущерб технике или живой силе.
В одном из боёв Алексей Шевелёв, тогда командир отделения горнострелковой бригады, получил ранение от минуты в ногу, не очень тяжелое – обошлось медсанбатом. Далее – на фоне весьма успешных действий Красной армии необходимо отметить, что было захвачено только пленными около 200 тысяч японцев. Помимо этого, было захвачено большое количество оружия и техники. Алексей Степанович служил в батальоне, который впоследствии охранял пленных японцев, сопровождал их на работы.
Вскоре 15 августа, император Хирохито выступил с обращением по радио, в котором сообщил, что Япония принимает условия Потсдамской конференции и капитулирует. 2 сентября 1945 года в Токийском заливе на борту американского линкора «Миссури» был подписан акт о безоговорочной капитуляции Японии. Подписание этого документа является официальной датой окончания Второй мировой войны.
Но для Шевелёва Алексея Степановича, тогда уже старшего сержанта, служба в вооружённых силах Советского Союза продолжалась – уже на Чукотке, в контрразведке. Был помощником командира взвода охраны МГБ. Именно там родились эти строчки:
Крутых скалистых берегов
Земли чукотской мы достигли
И средь нетающих снегов
Дома построили – воздвигли.
Теперь полярниками вправе
Себя, конечно, называть.
В боях овеянную славу –
В делах умеем закреплять.
Из армии Алексей Степанович демобилизовался только осенью 1951 года. Выучился на агронома и посвятил всю свою жизнь земледелию. В 1953 году создал семью, в семье родились двое детей. У Алексея Степановича четверо внуков, 9 правнуков. 30 лет живёт в Белгородской области г. Губкине. Передаёт опыт подрастающему поколению.